Подготовительные к школе группы: "РУЧЕЁК" группа компенсирующей направленности
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
Организация образовательной деятельности в этой группе направлена на активную подготовку детей к обучению в школе. Педагогический процесс в подготовительной группе характеризуется нарастанием требований к поведению и деятельности детей с учетом их формирующихся возможностей и будущих школьных обязанностей.
На первое место по своей значимости выходят требования самостоятельности детей, их организованности и качеству основных видов деятельности: игры, обучения и труда. Гармоничное развитие и воспитание будущих школьников может быть обеспечено только при единстве воспитательной, образовательной и оздоровительной работы. В дошкольном учреждении осуществляется взаимосвязь физического и психического развития дошкольников, поэтому все гигиенические, оздоровительные, воспитательные и образовательные мероприятия должны быть объединены в согласованную систему.
Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение ребенка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры и развитие «качеств, обеспечивающих социальную успешность». И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться.
Поэтому технология стандарта - это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Обучение должно входить в его жизнь через ворота детской игры. Стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.
Организация образовательного процесса в подготовительной группе отличается более четким, приближающимся к школьному деловым ритмом. Сокращается время на выполнение детьми отдельных режимных процессов, быстрее осуществляется переход от одной деятельности к другой, возрастают требования к темпу деятельности и самоорганизации детей.
Постепенно изменяется стиль общения воспитателя с детьми, приобретая некоторые особенности, характерные для отношения учителя к учащимся. Одной из особенностей педагогического процесса в подготовительной группе является увеличение удельного веса занятий, на которых ведется интенсивная работа по дальнейшему расширению представлений детей о различных областях действительности и формированию правильного миропонимания.
Важнейшая задача подготовительной группы состоит в дальнейшем обобщении и систематизации знаний детей на основе выделения главных, существенных признаков и отношений в изучаемых предметах или явлениях. Умение обобщить и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира - одна из значимых сторон готовности детей к обучению в школе.
Задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью занятий, игр, организованных в определенной системе, раскрывающей существенные зависимости, обеспечить становление у детей таких обобщенных представлений и элементарных понятий, которые будут способствовать формированию основ теоретического подхода к данным вопросам в школе.
Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий. Работа над устранением тяжелых нарушений речи всегда проводится комплексно, т. е. с привлечением сразу нескольких специалистов. В коррекционном процессе участвует логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, детский психолог, а также невролог, терапевт и педиатр, которые обеспечивают необходимое медицинское сопровождение.
После обследования логопед приступает к фронтальным, ежедневным индивидуальным и подгрупповым занятиям. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа работы, которая учитывает конкретное расстройство и его специфику.
С дошкольниками проводятся специальные дидактические и речевые игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые способствуют общему укреплению здоровья, развитию мелкой и общей моторики, которая непосредственно влияет на речевую функцию.
Для детей с ТНР в группе предусмотрены следующие виды занятий:
- Формирование лексико-грамматических средств языка.
- Связная речь.
- Формирование звукопроизношения.
Продолжительность фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий для детей 7-го года жизни — не более 30 мин.
Коррекционная работа ведется по развитию фонематического слуха, который подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения, постановке речевого дыхания, на развитие подвижности органов артикуляции, формирование правильных артикуляционных укладов, формирование слоговой структуры слов, постановку звуков, последующую их автоматизацию и дифференциацию.
На занятиях детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Учат детей умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из 2–3 гласных звуков (ауи), определять количество произнесенных звуков и их последовательность (какой звук по порядку: первый, второй или третий?). У детей формируют умение делить слова на слоги, проводить специальную работу по звуковому анализу. В процессе занятия логопед пользуется терминами «звук — слог — слово».
Учитывая возрастные особенности детей и необходимость формирования у них неречевых процессов, на логопедических занятиях широко используются игровые моменты, разнообразные упражнения на развитие внимания и памяти.
Обучающая программа
Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности строится на основе адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ТНР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 9 комбинированного вида II (вторая) категория города Дивногорска Красноярского края, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»